Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

История создания музейной комнаты

Музейная история


Музейная работа в школе встроена в структуру деятельности лаборатории школьного краеведения, которая включает:

- кружок краеведения;

- кружок историко-технического моделирования;

- музейная комната.

 

I.                  Научный подход в организации краеведческой работы в школе

Пояснительная записка.

Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического и политического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа даёт ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своём крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Но для этого необходим научный подход в организации краеведческой работы. Кружок, общество, команда или же что-то другое – э о и есть начало организационной деятельности. Мы же пошли по пути создания лаборатории.

Её создание  было вызвано разработкой комплексно-системного подхода к изучению истории родного края, как к некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволил рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние Алтайского края, в их  равноправном взаимодействии. Это позволило выстроить  эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных исторических и социо-культурных взглядов, ценностного отношения учащегося к родному краю не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ

Работа лаборатории строится на вовлечении учащихся школы в исследовательскую  работу. Она включает в себя:

1.Поисково-исследовательскую деятельность учащихся.

2.Учебно-лабораторную базу в виде музейной комнаты, где хранятся материалы полученные в ходе исследования учащихся.

3.Участие юных исследователей в школьных, районных, городских, краевых, российских и международных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

4. Библиотека исторической и краеведческой литературы.

Лаборатория имеет  «Учебно-методический комплекс по истории Алтайского края. 5-9 класс» (авторская разработка, отмеченная медалью Януша Корчака).

Работа лаборатории предполагает следование общим принципам:

1.В общей направленности:

* признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, села;

* выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащегося от ступени к ступени, сохранении на всём протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

2.В содержании:

*изложение содержания исследовательской деятельности учащихся с территориально-хронологических позиций;

*понимания краеведения как курса, позволяющего юному исследователю увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, где отображение получат географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

*несводимость краеведческих исследований к содержанию ни одного другого школьного предмета (история, география и т. д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

*пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;

*опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

*обращение к реалиям повседневной жизни жителей Алтайского края, решение воспитательных и образовательных задач с помощью содержания, актуального для учащегося, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности исследуемой темы;

3.В организации:

*реализация важнейшей особенности краеведения - через стремление учащихся самостоятельно познать  реальный объект изучения – населённых пунктов, этнографических особенностей, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников, гор, лесов, рек и т. п.;

*придание особой роли исследования  пропаганде среди школьников  исследовательских материалов через использование аудио - и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

*вовлечение в практическую деятельность по исследованию края через обучение учащихся работе с архивными источниками, научной и справочной литературой, исследования в экспедициях, экскурсионные и туристические походы.

Цель деятельности лаборатории: вовлечение учащихся школы в исследовательскую деятельность, и на этой основе воспитание в них качеств гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

*формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

*ознакомление с историей и современной жизнью своего населённого пункта и Алтая как составляющей части России.

Воспитательные задачи:

*развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и Алтайскому краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

*формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

*укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащегося, но и  его родителей; наличие богатых возможностей для учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны природы, городской и сельской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями;

*формирование исторической культуры, способности самостоятельно оценивать складывание исторических процессов и возможности влиять на них;

*позитивного отношения к обществу и социально-ответственного поведения в нём.

Развивающие задачи:

*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады, конференции и другие специализированные акции;

*адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

*организация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,

*формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

*видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ним в будущем.

 

3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛАБОРАТОРИИ С НАУЧНЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ГОРОДА И КРАЯ. 


II. История создания музейной комнаты

Одним из основных практических результатов работы лаборатории стало размещение материалов исследовательской работы ученика Александра Кондаурова  по истории Барнаульского аэроклуба для свободного доступа учащихся. Причиной исследования данной темы явились рассказы жителей города о местности, на которой находится наша школа. Раньше здесь размещался аэроклуб.

Основными источниками исследования стали материалы Государственного архива Алтайского края фонда 452 «Деятельность Алтайского комитета Осоавиахима (ДОСААФ) за 1939 -1969 гг.». В данном фонде представлены материалы по годовым отчётам и донесениям по Барнаульскому аэроклубу с 1939 гг., приказы краевого комитета Осоавиахима о деятельности аэроклуба, постановления советских и партийных органов Алтайского края по вопросам деятельности комитета Осоавиахима, приказы по соблюдению мер полётной дисциплины и гибели курсантов, приказы комитета Осоавиахима о переводе аэроклуба на военный лад, накладные на материальное снабжение, финансовые документы.

До нашего исследования в научной исторической литературе архивные материалы никак и никем не использовались.

В результате анализа документов удалось выявить дату открытия аэроклуба. Материала, который бы указывал на его открытие, в архиве нет. Но в одном документе есть ссылка  об организации аэроклуба в 1935 году. Документ этот называется «Постановление Западно-Сибирского краевого исполнительного комитета № 1644 от 17 сентября 1935 г. об отводе земли под Барнаульский аэродром», где указывается, что  под аэродром была  «отведена земля в 157 гектаров. Расположен аэродром в 12 км. от центра города и 4 км. от окраины города. Принадлежал аэродром Главному Управлению Гражданского Флота СССР. Эксплуатировался 219 отрядом ГВФ и Барнаульским краевым аэроклубом Осоавиахима».

 Архивные документ 1951 г. «Учётная карточка на аэродром эксплуатируемый Барнаульским краевым аэроклубом», повторяет дату открытия аэроклуба в 1935 г.

Архивный документ


Из этого же документа, удалось узнать, что аэроклуб базировался на территории между современными ул. Малахова, Балтийской, Шумакова и Северо-Власихинской. То есть там, где сегодня расположен храм Иоана Богослова, торговый центр «Лента» и трамвайные пути. Этот документ показал, что аэроклуб дислоцировался там, где сегодня расположена наша школа.

В архиве была изъята копия карты под названием «Зона полётов аэроклуба», что позволило определить место действия клуба на земле и в воздухе.


Источник ГААК. ФР. 452. Оп. 4. Д. 11. Л. б/н.

В списках выпускников аэроклуба до военного времени были обнаружены будущие герои Советского Союза числом 6 человек. На авиапредприятии «Алтай» нам передали некоторую часть фотографий по аэроклубу 1930 годов, среди которых была фотография от 1939 г, где зафиксирован момент строительства какого-то здания на территории аэроклуба.

Фотографии изъяты из фотолетописи авиапредприятия «Алтай». Хранитель Гордиенко Т.А.

Воспоминания выпускника аэроклуба 1939 г. Кручинкина А.Г. помогли найти фамилию некоторых начальников аэроклуба и сложить представление о его бытовой деятельности.


А когда было выявлено общее количество выпускников аэроклуба и прослежены судьбы многих курсантов, то и было принято решение о размещении материалов на базе лаборатории школьного краеведения.


Для этого директор школы выделила помещение размером 10х6м.

А уже в 2017 г. была организована работа по авиамоделированию, которую возглавил военный лётчик в прошлом, В.Г. Чесноков.


В ходе сбора материалов по аэроклубу нами было опровергнуто утверждение о том, что героев Советского Союза летчиков, имеющих отношение к Алтаю, было не 25, а 32. Тогда мы и приняли решение о создании портретной галереи.


Среди лётчиков героев Советского Союза, уроженцев Алтайского края был и выпускник аэроклуба 1939 г. Малахов Николай Михайлович, именем которого впоследствии и была названа наша школа.


Фото 1943 г. Выслано из музея г. Лида Республики Беларусь

Занимаясь исследованием темы по аэроклубу, мы также собирали материал по становлению авиации на Алтае. Надо отметить, что в крае нет научной исторической литературы по этому вопросу. Архивы края, в силу секретности материалов введённой в советское время, не располагают возможностью таковые представить.

Тогда мы обратились к поиску таковых в интернете. И оказалось, что самым ранним печатным документом по вопросу авиации Алтая является книга «Сибирь в 1923 – 1924 году», где показаны статистические данные об увлечении авиацией в Сибири и Алтае.


Помимо этого мы нашли информацию о появлении первого самолёта в Барнауле в 1912 г., когда в наш город прибыл известный по тем временам пилот Васильев для показательного полёта. Эта информация находится  газете «Жизнь Алтая» за 1 и 2 августа 1912 г.

7.th.png 8.th.jpg


Макет самолёта «Блерио», на котором Васильев совершил полёт в небе Барнаула выполнен в кружке авиамоделирования

А такие газеты советского периода, как  «Жизнь Сибири» 1924 г.,  «Красный Алтай»  1923,  1926, 1927 г,  Чумышского и Залесовского районов  «Колхозник» 1930 – 1934 г., газета Ребрихинского района «Пламя труда» за 1933 г., Газета «Красная Ойротия», за 1935 г. сообщили об увлечении жителей Алтая авиацией в то время.

Материалы этих изданий дали возможность воссоздать динамическую картину процесса появления первых сведений об авиации на Алтае.



В архиве края хранится небольшая часть документов по организации деятельности гражданской авиации и материалы по Барнаульскому аэроклубу с 1935 г. В отдельный фонд эти документы не выделены, а находятся в фондах ДОСААФа и решений Барнаульского городского совета по отводу земли.

Это дало возможность восстановить исторический процесс практического становления авиации на Алтае.

Также были изучены имеющиеся  на хранении в авиапредприятии «Алтай» фотолетописи по истории его образования.  Это фотографии довоенной и послевоенной поры с видами местности аэропорта, строительства первых зданий и первые пилоты, технический персонал Барнаульского аэропорта с рукописными аннотациями. На сегодня это единственные документы, проливающие свет на бытовую обустроенность аэропорта на старой площадке аэродрома.

 



Имея, таким образом, большой объём исторических документов, мы оформили экспозицию «Путь становления авиации на Алтае. 1912 – 1957 г.».


Также мы выяснили, что на территорию Алтайского края в 1942 г. из Ленинграда была переведена 2-я спецшкола ВВС. Дислоцировалась она в Ойрот-Туре.


Ведомость на зарплату командному составу спецшколы ВВС. И здание, где она размещалась в Ойрот-Туре.

 

Кроме этого в 1954 г. в Барнауле дислоцировалась 48 школа младших авиационных специалистов. Располагалась она там, где сегодня БЮИ, а занятия и её военная деятельность проходили на территории, где сегодня завод «Кристалл».


Во время войны в Барнауле работала  мастерская по ремонту самолётов. Их привозили с фронта и ремонтировали. Затем снова отправляли на фронт. Ветеран города Виктор Михайлович Тушин (ныне покойный) представил фотографию  здания 1965 г., которое относилось к комплексу мастерской. Сегодня об этом напоминает автобусная остановка «Мастерские».


По этим материалам готовится исследовательская работа, которая будет представлена в 2019 г.

Естественно, что мы не обошли стороной и Барнаульское высшее военное училище лётчиков, посвятив ему большой экспозиционный стенд.


Наша работа была представлена в периодической печати города и края, что явилось отражением практической реализации хода исследовательской работы по становлению авиации Алтайского края.



На 2020 г. готовится исследовательская работа «Историческая реконструкция территории «Старого аэродрома» г. Барнаула», где будут представлены материалы до сего времени никому неизвестные. Это такие, как:



Нами найдена топографическая карта окрестностей г. Барнаула 1932 г., где ВПЕРВЫЕ нанесён знак самолёта. А значит… Значит будут новые маленькие открытия.

 



Идёт процесс становления музейных экспозиций в школе № 132.

 Эта работа дала положительные результаты. Так в течение четырёх  лет исследователи школы стали победителями и призёрами в 102 случаях на конференциях и конкурса от района до России. Первые «выпускники» лаборатории стали студентами престижных вузов края и России.

 

Слева Александр Кондауров – студент медицинского университета.

Справа Андрей Писарев – студент Балтийского университета имени Иммануила Канта. Учатся на бюджетной основе

 

Лапина Елизавета – студентка Новосибирского государственного университета. По результатам ЕГЭ в четырёх вузах страны Лиза имела высший рейтинг.

 

Тематика исследовательских работ лаборатории школьного краеведения, материалы которых хранятся в музейной комнате

 

2015 г.

Мерлушкина Анна, 6 класс

Вклад жителей села Власиха Барнаульского района Алтайского края в Победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

Писарев Андрей, 8 класс

Процесс образования населенных пунктов Алтайского края в бассейне реки Чумыш в XVIII в. (по материалам I-V ревизий).

 

Лапина Лиза, 8 класс

Развитие пчеловодства в Алтайском  округе. 1786 – 1914 г.

 

Очаковская Кристина, 9 класс

Материальное положение учителей Алтайского округа

1902 – 1917 гг.

 

Фомин Данил, 11 класс

Формирование рабочей силы на предприятиях, эвакуированных на территорию Алтайского края.

1941-1945 гг.

 

Семиляк Назар, 9 класс

Внедрение электричества в г. Барнауле в контексте развития электроэнергетики в городах Сибири. 1892 – 1917 гг.

 

2016 г.

 

Писарев Андрей, 9 класс

Хозяйство  крестьян, проживающих в поселениях  бассейна реки Чумыш на  территории Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа по материалам окладных книг. 1820-1860 гг.

 

Мерлушкина Анна, 7 класс

Трудовая деятельность жителей села Власиха Барнаульского сельского района во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (По материалам работы сельсовета и публикаций газеты «Алтайская Правда»).

 

Ветрова Лиза, 6 класс

Старые фотографии как источник исторической реконструкции г. Барнаула (мини-исследование).

 

Кондауров Александр, 10 класс

История становления Барнаульского аэроклуба.

1935-1964 гг.

 

Очаковская Кристина, 10 класс

Развитие военной медицины в Западной Сибири на примере Иртышской и Колывано-Кузнецкой оборонительных линий.  1745 – 1914 гг.

 

Лапина Лиза, 9 класс

Процесс формирования детских домов  в Алтайской губернии в период спасения детей Поволжья от голода. 1919 – 1925гг.

 

Патрушева Настя, 9 класс

Использование Чуйского тракта для ввода российских войск в Монголию в 1914г.

2017 г.

Мерлушкина Анна, 8 класс

Производственно-хозяйственная деятельность жителей села Власиха Барнаульского района в послевоенный период. 1946 – 1953.

 

Карташова Даша, 11 класс (Кытманово)

Хозяйственное состояние  Кытмановского района Алтайского края в послевоенный период. 1946 – 1953 г.

 

Кирдьянова Настя, 10 класс

Празднование Дня Победы  в г. Барнауле по материалам газеты «Алтайская правда» 1945 -1965 г.

 

Лапина Лиза, 10 класс

Открытие детских домов  в Алтайской губернии в связи с голодом в европейской части России в 1921-1923 гг.

 

Очаковская Кристина, 11 класс

Оспенный комитет горной экспедиции Алтайского горного правления. 1811– 1865 г.

 

Писарев Андрей, 10 класс

Социальное положение отставных нижних военных чинов   после службы в Колывано-Воскресенском горном округе. 1747 – 1828 г.

 

Патрушева Настя, 10 класс

Спортивная деятельность в Алтайском крае во время

Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

 

Ветрова Лиза, 7 класс

Газета «Алтайская правда» как источник  по изучению школьной жизни в Алтайском крае. 1941-1945 г.

 

2018 г.

 

Мерлушкина Анна, 9 класс

Развитие ветеринарной службы в Томской губернии. 

1810 – 1912 гг.

 

 

Лапина Лиза, 11 класс

Преступность в Колывано-Воскресенском (Алтайском) горном округе. 1747 – 1864  гг.

 

Лешукова Алина, 11 класс

Почтовая служба в Алтайской губернии в период политической нестабильности в стране 1918 – 1922 гг.

 

Ветрова Лиза, 8 класс

Неизвестные страницы боевой деятельности и мирной жизни Героя Советского Союза Малахова Николая Михайловича.

 

2019 г.

 

Ветрова Лиза, 9 класс

Формирование  авиационного комплекса на Алтае.

1912 – 1957 г.

 

Ракитин Данил, 7 класс

Комплекс сопутствующих строений в хозяйствах жителей на примере села Ново-Хмелёвка.

 

Игнатьева Юля, 9 класс (Кытманово)

Образование русских поселений в XVIII веке в современных административных границах  Кытмановского района.

 

Гущин Роман, 9 класс

Празднование юбилейных и памятных дат в Алтайском округе, как реконструкция его истории. 1897 – 1917 гг.

 

Мерлушкина Анна, 10 класс

Развитие полеводства в Алтайском крае перед Великой Отечественной войной. Сентябрь 1937 – июнь 1941 гг.

 

Знаемов Саша, 11 класс

Развитие электроэнергетики в Алтайском округе

1890 – 1918 гг.